Задание для взрослых.
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
Часто ли он участвует в драках?
Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
Спокойный ли у него сон?
Есть ли у Вашего ребенка друзья?
Принимают ли его в игру знакомые дети?
Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
Умеет ли отстаивать свое мнение?
Есть ли у него трудности с речью?
Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
- учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
- развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
• пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
• координация в системе глаз-рука (ребенок может правиль¬но перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
• развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
• развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
• развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).